ОГЭ

Методические рекомендации экспертам по проверке 3 части ГИА по информатике в форме ОГЭ

Курсовая работа по курсу подготовки экспертов ГИА

Задание 19

Это задание проверяет умение проводить обработку большого массива данных  в среде электронных таблиц.
Ученикам предлагается заранее подготовленный файл с таблицей, сохраненный в нескольких форматах. На компьютерах должна быть установлена одна из сред электронных таблиц (например, MS Excel или OpenOffice.Org Calc).
Особенностью задания является то, что соответствующая таблица содержит большое количество записей (порядка 1000), что делает практически невозможным решение задачи "в лоб".
Пример задания (из демонстрационной версии 2014 года):

Рекомендации к оцениванию от составителей:
На мой взгляд, при проверке этого задания необходимо обратить внимание на следующие моменты.
    1. Задание может быть решено без использования формул, а с применением фильтров. Например, для решения пункта 1 можно создать фильтр с условиями: значение в столбце C меньше 50 и значение в столбце D меньше 50. Для решения пункта 1 можно воспользоваться возможностью записи значений, получившихся в результате работы фильтра, в новые ячейки, а затем уже вычислить среднее. Заметим также, что, например, MS Excel при выделении диапазона ячеек сразу отображает в строке состояния количество выделенных ячеек, их сумму и среднее. Это позволяет обойтись вообще без вычислений.
    2. Ученик не обязан ни при использовании фильтров, ни при использовании формул сохранять эти действия в файле электронных таблиц. Поэтому, если в файле содержится правильный ответ, но при этом не видно ни формул, ни применения фильтра, это не должно влиять на оценивание.
    3. Ответы на вопросы задачи могут быть записаны в отличные от указанных в условии ячейки. Для проверки необходимо использовать функцию поиска. При этом, если предполагается округление ответа, то искать необходимо по той части числа, которая не подвергается округлению. (Например, поиск по строке "12" выдаст и "12,5", и "12,49", в то время как поиск по "12,5" не найдет значение "12,49").
    Примеры заданий с решениями (за 2010-2012 годы, одно из заданий решено с помощью фильтров) в формате .xlsx.

    Задание 20

    На экзамене ученикам предлагается выполнить по выбору одно из заданий 20.1 или 20.2. Это задание проверяет умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2).

    Задание 20.1

    В задании 20.1 необходимо составить алгоритм для формального исполнителя Робот. Алгоритм может быть сохранен в виде обычного текстового файла, либо выполнен в среде исполнителя. С заданием из демонстрационной версии ФИПИ можно ознакомиться по ссылке.

    На мой взгляд, при проверке этого задания необходимо обратить внимание на следующие моменты.
    1.  В программе могут быть использованы команды, специфичные для данной среды исполнителя (например, "слева стена" является синоним "не слева свободно" в системе Кумир).
    2. Программа может отличаться от приведенной в указаниях, если используется, например, среда "Исполнители" К. Ю. Полякова.
    3. Если в программе имеются комментарии, правильно отражающие смысл алгоритма, но при этом допущены отдельные ошибки (например, пропущено слово "не"), следует ориентироваться на комментарии (трактовать ситуацию в пользу ребенка).
    Замечание к составителям
    В формулировке задания указано, что поле Робота бесконечно. Это может приводить к следующим сложностям в оценивании:
    1. Если алгоритм составлен так, что он не закрашивает часть клеток (например, справа от верхнего отрезка стены), то критерий "остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены" становится бессмысленным: ведь на бесконечном поле стену можно увеличивать до сколь угодно больших размеров.
    2. Может оказаться, что программа составлена в среде исполнителя и работает правильно при любых сколь угодно больших размерах поля и любой конфигурации стены, но при этом формально на бесконечном поле программа не будет завершать работу (например, ученик может использовать цикл "пока снизу свободно" для того, чтобы дойти до нижнего края поля).
    По-видимому, было бы лучше заменить фразу о бесконечном поле на "поле сколь угодно больших размеров", тогда ситуация будет более естественной (ведь в реальности среда исполнителя всегда так или иначе ограничена, по крайней мере доступной оперативной памятью компьютера). Также имеет смысл заменить критерий "не более 10 клеток" на какой-то другой, например, предложить систему тестов.